вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote,
вождь краснокожих
gadkaya_mau

Categories:
1. ул. Куйбышева, 2-4. Комплекс Музея политической истории России, состоящий из трех зданий: особняка Кшесинской, особняка Бранта и соединяющего их корпуса.

Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской, 1904-06 гг., арх. Александр Иванович фон Гоген.

До революции дом балерины являлся популярным салоном. Здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли и концерты.

22 февраля 1917 года Кшесинская дала последний званый обед в своем доме. Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции, - после получения анонимных писем с угрозами. Угрозы реализовались день спустя. В особняк ворвалась группа неизвестных, "реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания". А уже с 1 марта в доме поселяются большевики. (...)

Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др. После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С.М. Кирова. (...)


98888303.jpg

Матильда Кшесинская (еще фото)




Куйбышева-2-4-(2).jpg

Куйбышева-2-4-(3).jpg

Куйбышева-2-4-(24).jpg

Куйбышева-2-4-(4).jpg

Куйбышева-2-4-(5).jpg

Куйбышева-2-4-(29).jpg

Куйбышева-2-4-(6).jpg

Куйбышева-2-4-(26).jpg

Куйбышева-2-4-(7).jpg

Куйбышева-2-4-(28).jpg

Куйбышева-2-4-(27).jpg


Особняк миллионера-лесопромышленника барона Василия Эмануиловича Бранта, 1909-10 гг., арх. Роман Федорович Мельцер.

В 1917 г., сразу после революции, В.Э. Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал М.И. Калинин, находившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Впоследствии здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк В.Э. Бранта - часть музейного комплекса.

Преодолевая традицию застройки участка по «красной линии» архитектор приблизил композицию здания к живописной. Западную часть особняка он отодвинул вглубь участка, освободив небольшое пространство для сада. Возможно, стремление к свободной планировочной схеме было соотнесено с объемно-пространственным решением особняка М. Ф. Кшесинской, построенного несколькими годами ранее на смежном участке.

Куйбышева-2-4-(9).jpg

Декоративное панно «Рождение Венеры», вписанное в аттик, повышает художественную выразительность фасада здания. Пространство двора имеет бронзовое декоративное оформление, полное символического смысла. В плоскость стены вставлен небольшой, медальон с лошадьми, а также панно, исполненное в технике высокого рельефа, изображающее архангела Михаила, вооруженного щитом и мечом, побеждающего дьявола. Напротив главного входа в полуциркульную нишу встроен большой горельеф, напоминающий по манере исполнения произведения эпохи итальянского Возрождения и, по всей вероятности, воспроизводящий аллегорию гостеприимства в образе прекрасной девушки, приглашающей к себе в дом молодого мужчину. Его дорожный костюм, шляпа с широкими полями, а также фигура слуги, удерживающего за узду лошадь своего господина, указывает на то, что изображенный - путник. Надпись на рельефе приглашает посетить дом с фонтаном (фонтан с мраморным бассейном действительно находился в Зимнем саду особняка ). Над остекленным навесом вставлен еще один медальон - гексограмма - звезда Давида. В ровную поверхность глухой стены, удаляющийся в глубь двора (где, скорее всего, располагались конюшни), сверху вкомпонованы две пары медальонных изображений лошадей, запряженных в колесницы, и наездников, трактованных в античной манере. (...) (каюсь, медальонов со звездой Давида и колесницами не приметила)

Куйбышева-2-4-(11).jpg

Куйбышева-2-4-(23).jpg

Куйбышева-2-4-(20).jpg

Куйбышева-2-4-(19).jpg


Западный фасад здания, соприкасающийся с участком Кшесинской, представлял симметричную композицию. Статика лицевого фасада, с ритмичным расположением окон на плоскости стены нарушается полуцилиндрическим выступом, который фланкируют полуколонны. Над ним устроен небольшой балкон, украшенный чугунной решеткой со стилизованной женской маской.

Куйбышева-2-4-(10).jpg

Куйбышева-2-4-(15).jpg

Куйбышева-2-4-(16).jpg

Важным средством выразительности особняка Бранта является светлая облицовка крупной керамической плиткой, на фоне которой происходит как бы акцентировка архитектурных элементов (оконных проемов и арочного свода), их ритмические построения выступают на передний план.

Куйбышева-2-4-(14).jpg

Куйбышева-2-4-(13).jpg

Куйбышева-2-4-(12).jpg

Арочный проем имеет более пышное декоративное убранство в виде ламбрекенов из симметрично спадающих гирлянд и растительной орнаментики. Оно выполнено из кованного металла и размещено в створках ворот. От въездной арки открывается перспектива внутреннего двора. Слева расположен парадный вход, перекрытый сводчатым стеклянным навесом. Далее двор превращается в длинный коридор, образуемый восточной стороной особняка и высоким брандмауэром смежного дома.

Куйбышева-2-4-(21).jpg

Куйбышева-2-4-(22).jpg

Куйбышева-2-4-(18).jpg

В 1955 году музею революции, до этого располагавшемуся в Зимнем дворце, передают оба особняка. В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин). Открытие обновленного музея состоялось 5 ноября 1957 года.

Куйбышева-2-4-(8).jpg

Куйбышева-2-4-(25).jpg

Куйбышева-2-4-(17).jpg


2. Кронверкский пр., 23
Доходный дом Е.К.Барсовой, 1911-12 гг., гражд. инж. Евгений Львович Морозов.

Дом знаменит тем, что в нем с 1914 по 1921 год жил Максим Горький, о чем также напоминают расположенные рядом памятник и станция метро "Горьковская"

Кронверкский-23-(1).jpg

Кронверкский-23-(2).jpg

Кронверкский-23-(5).jpg

Кронверкский-23-(4).jpg

Кронверкский-23-(3).jpg


3. ул. Барочная, 12
Комплекс сооружений трамвайного парка № 6, 1913-15 гг., арх. Александр Алексеевич Ламагин


Открыт в марте 1925 года, парку сразу был присвоен № 6 и имя А. К. Скороходова. Когда парк только начинали строить, ему было дано рабочее название «Крестовский трамвайный парк», но из-за семилетнего перерыва в строительстве, парку было не суждено носить это название. В 2003 году парк был официально закрыт, вагоны - переданы в другие парки или списаны, но продолжала работать расположенная в нём служба движения, а на территории парка производилась порезка списанных вагонов ТП-5. В 2005 году службу движения перенесли, территорию парка продали. Сейчас с территории парка демонтированы все рельсы, разрушены ангары, ведётся строительство жилого дома. Линия по Барочной улице демонтирована в январе 2008 года. (Wiki)

Кстати, в "Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (с изменениями на 14 июня 2006 года) это здание присутствует. Что не мешает его сносить, как видно.

Барочная-12-(1).jpg

Барочная-12-(2).jpg

Барочная-12-(5).jpg

Барочная-12-(4).jpg

Барочная-12-(3).jpg

PS: снято в феврале этого года, что там сейчас - не знаю, может и снесли уже.
Tags: *Петербургская часть, архитектура, детали
Subscribe

  • Сестрорецкое болото

    Просто три десятка телефонофоток с прогулки по Сестрорецкому болоту. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.…

  • Сестрорецкое болото

    Традиционная уже осення вылазка на Сестрорецкое болото, теперь с крошкой дроном. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ветер был достаточно…

  • Ново-Кавголовский лесопарк

    1. Лес вокруг зубровника это, оказывается, не просто так лес, а Ново-Кавголовский лесопарк. Пупырь на плоском как тарелка горизонте - похоже,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments