вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote,
вождь краснокожих
gadkaya_mau

Categories:

Шлиссельбург

Вчера, несмотря на противную погоду, выбрались из дома и поехали в Шлиссельбург.
Вот что о нем пишут в путеводителе по России:

Шлиссельбург (в советское время — Петрокрепость, в шведское — Нотебург) — город областного подчинения в Кировском районе Ленинградской области. Население — чуть более 12 тысяч человек (2006). До 1991 года единственным крупным предприятием Шлиссельбурга был судоремонтный завод. Но в настоящее время завод стоит практически заброшенный, и его облезлые цеха с выбитыми стеклами и ржавеющими внутри остовами судов производят на заезжего путника крайне гнетущее впечатление.

Вобщем-то все верно, впечатление не ахти - облупленный, зарастающий и разваливающийся городишко. Но несколько интересных объектов там есть! Поэтому дома первым делом полезла в сеть искать по ним информацию.

69123351.jpg

Центральное место города называется весьма амбициозно - Красная площадь.
Тут остановка автобусов в Питер и стоят сразу три церкви, все - архитектурные памятники 18-19 вв.: Никольская церковь (1739), Благовещенский собор (1764) и часовня Казанской Божией Матери (1835).

Вот эта голубенькая - Никольская. На белой металлической раме сбоку - колокола. Этакая внешняя звонница.

69123370.jpg

Это - часовня (слева) и собор. На переднем плане - устье Староладожского канала с его уникальным четырехкамерным гранитным шлюзом 1836 г. постройки.

69123385.jpg

О канале хотелось информации побольше. Вот что удалось скомпилировать из многочисленных интернетовских источников:

Первым искусственным водным путем, созданным в России, была Вышневолоцкая система, соединяющего Волгу с Балтийским морем. Общая протяженность системы достигла 1404 км, куда входили путь по Волге от Рыбинска до Твери и Тверца (555 км); водораздельный участок в составе Тверецкого канала, Цны и Цнинского канала (5 км) и водные пути Балтийского склона (Цна, оз. Мстино, Мета, оз. Ильмень, или Сиверсов канал, р. Волхов, Ладожский канал, Нева) общей длиной 844 км.

Участок водного пути, проходящий через Ладожское озеро, был самым трудным и опасным. Ладожское озеро всегда считалось одним из самых опасных озер мира, на нем нередко возникали шторма с волнами до шести метров высотой. Непрочные суда “староманерной” постройки во время шторма гибли сотнями вместе с грузом. В указе от 18 ноября 1718 г. Петр I писал о том, “какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало...”. Так возникла мысль о необходимости строительства канала в обход Ладожского озера, по которому речные суда из Волхова могли бы спокойно проходить в Неву без риска погибнуть в озере.

Петр I сам назначил трассу канала длиной 111 км. Начинался он у города Новая Ладога на Волхове и заканчивался в Шлиссельбурге в истоке Невы. Полностью строительство канала было закончено лишь в 1730 г., а движение на всем его протяжении от Новой Ладоги до Шлиссельбурга началось весной 1731 г. Но вместо постройки открытого канала, как первоначально намечал Петр I, сделали канал глубиной менее 1 м и насыпи в виде дамб по его берегам из вынутой земли. Поэтому для поддержания необходимых для судоходства глубин пришлось построить в Новой Ладоге и Шлиссельбурге шлюзы, и вся первоначальная схема канала была нарушена. Но и при этом Ладожский канал для своего времени был крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

На гугловской карте трасса канала обозначена красной линией.

69125371.jpg

За период эксплуатации (1730-1860гг.) канал обмелел, сооружения обветшали. Вот как он выглядит сейчас в черте города.

69123408.jpg

Выход канала в Неву, гранитный шлюз.

69123457.jpg

В середине 19 века было принято решение о создании нового канала. Строительство началось в 1866, и в 1883 году канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. С появлением и развитием железных дорог основная транспортная нагрузка была перенесена с водного транспорта, и надобность в каналах стала отпадать. В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос. Новоладожский используется для движения судов малого водоизмещения.

Вот кораблики, припаркованные на Новоладожском канале.

69123561.jpg

69123565.jpg

За каналом - крепость Орешек, куда мы в этот раз не попали. Летом обязательно доберемся и до нее.

69123572.jpg

Коса, отделяющая канал от большой воды.

69123576.jpg

Памятник Петру I. Установлен при входе в канал в период празднования 250-летия со дня основания Санкт-Петербурга, в 1953 г.

69123613.jpg

Помимо каналов, мы углядели еще несколько интересных мест. Например в скверике, гордо именуемом Парком Победы, стоят орудия с крейсеров "Киров", "Куйбышев", подводной лодки "Щука" и других кораблей ВМФ, защищавших блокадный Ленинград.
Надпись на табличке гласит: "Экспозиция Военно-технического некоммерческого музея "Эхо Великих Сражений"
Музей основан 9 мая 2005 года при участии депутата Харлантьева Сергея Владимировича и президента культурно-исторического фонда "Патриот" Скобелева Андрея Анатольевича"

69123479.jpg


69123539.jpg


69123508.jpg


69136072.jpg


69136067.jpg

Тут же неподалеку стоит одинокий памятник Ильичу.

69123532.jpg

Непроизносимая аббревиатура означает "Невско-Ладожский район водных путей и судоходства".

69123548.jpg

Памятник погибшим кораблям.

69123582.jpg

Табличка крупным планом.

69137016.jpg

Адмиралтейский якорь петровского времени. Поднят со дна реки Невы в районе Шлиссельбурга.
Дар городу от все того же товарища депутата Харлантьева С.В.

69123622.jpg

Вот такая вышла поездка. По незнанию пропустили еще несколько интересностей, которые я обнаружила в информации про Шлиссельбург. Наверстаем в следующий раз. Мораль сей басни такова: в любом, самом невзрачном на первый взгляд месте, обязательно найдется что-нибудь стоящее! -)
Tags: осень, памятники, пригороды и область, реки-каналы, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments