вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote,
вождь краснокожих
gadkaya_mau

Categories:

Васильевский остров - юго-запад, гавань.

Прибалтийская площадь у одноименной гостиницы с уходящей вперед улицей Нахимова. На площади с 2006 г. стоит памятник Петру I работы Церетели, щедрым жестом подаренный городу самим афтаром. Отношение города к нежданно свалившемуся щастью наглядно иллюстрируют заметки в газетах (раз и два), а еще интересно сравнить их со статьей на сайте самого афтара (тыц) :) Впрочем, чего все накинулись на этот памятник - не шедевр, конечно, но и не уродство, уж лучше бы он стоял в Петропавловке вместо Шемякинского микроцефала...

102789682.jpg

Симпатичный новый дом по адресу Кораблестроителей, 17. Башня с предыдущего снимка тоже принадлежит к этому комплексу, но в то же время как-то она совсем отдельна - ни стилем, ни строением с остальным домом не связана. А этот 8-этажный корпус и в центр города поставить было бы не стыдно, он бы не был бельмом на глазу среди исторических зданий.

102789684.jpg

Улица Нахимова упирается в гостиницу «Прибалтийская», построенную шведской фирмой «Skanska» (1972-78 гг., арх. Баранов) в авангардном для времен Советского Союза стиле. Гостиница долгое время входила в систему «Госкоминтуриста» и предназначалась, в основном, для приема иностранцев. В 2006 г. гостиницу купила норвежская компания Wenaas Group, передала ее в управление крупнейшему международному гостиничному оператору Rezidor Hotel Group, и теперь гостиница входить в сеть отелей "Park Inn".

102789685.jpg

Строящийся дом на углу Нахимова и Наличной на месте снесенного автобусного парка №4. По заявленной информации строится многофункциональный комплекс для горного института - научно-лабораторный комплекс с факультетом повышения квалификации и общежития для студентов. Но чего-то как-то это нифига не похоже ни на лабораторию, ни на общагу, вам не кажется? Да, и вот эти модные ныне ротонды и полу-ротонды, венчающие фасады, это просто бич какой-то...

102789687.jpg

Случайно обнаруженный дворик на углу Наличной и Шкиперского протока с инсталляциями из старых игрушек.

102925365.jpg


102925366.jpg


102925367.jpg

Караульный дом Галерной гавани (1824-26 гг., арх. А.Н.Штауберт) на углу Шкиперского протока и Галерного проезда. Федеральный памятник. Стоит пустой, с выбитыми окнами, настежь всем ветрам, бомжам и хулиганам с объявлением о продаже на лбу.

102925370.jpg

А вот и сама Галерная гавань. Прямоугольный бассейн с каналом для выхода в Финский залив вырыт в 1721-22 гг. Проект составил Доменико Трезини, а работами руководили Матвей Христофорович Змаевич и позже Иван Кузьмич Коробов. В 1740-х годах сюда же с Адмиралтейской стороны перевели и Гребную верфь. По берегам бассейна и Глухой речки (Шкиперский проток) располагались судоремонтные доки, склады, эллинги, мастерские, казармы морских служащих. За всей этой местностью закрепилось название Гавань. Значение гавани сохранялось до начала XIX века, когда появились паровые корабли. С середины XIX века акватория Галерной гавани использовалась для испытания новой российской морской техники и вооружений. Здесь испытывались и первые отечественные подводные лодки, и первые отечественные гидросамолеты.

102789699.jpg

Восточный берег гавани сейчас приводят в порядок: сооружают песчаную пешеходную дорожку и ограду из бревен, расчищают замусоренные заросли вдоль дороги.

102789700.jpg

В 1880-81 гг. для Морского ведомства на территории гавани построили пироксилиновый завод (пироксилин - взрывчатое вещество, применяют для производства бездымного пороха). Вблизи него в 1894 году по проекту инженеров Куториха и Яковлева построили водонапорную башню. А тут есть фотографии башни годичной давности, снаружи и изнутри.

102789701.jpg

С тех времен остался еще один памятник — паровой кран, установленный еще в 1854 году вместо прежних устройств для подъёма судов. В 1864 году он получил мощный фундамент и облицованную гранитом площадку.

102925364.jpg

Через Шкиперский канал, соединяющий гавань с Финским заливом, в 1950-х годах перекинут Шкиперский мост. Справа от моста находится яхт-клуб СК ВМФ. Эту территорию отдали под яхт-клуб и отгородили кирпичным забором еще в начале XX века. На углу забора в 1910 г. была установлена беседка, которая сейчас выглядит как руина петровских времен.

102925372.jpg

Около ЛенЭкспо, на берегу ковша Галерного фарватера стоит один из самых интересных памятников Петербурга - подводная лодка Д-2 "Народоволец". Это одна из первых подлодок СССР: построена на Балтийском заводе в 1929 г., в 1931 г. вошла в состав ВМФ. Во время ВОВ и после нее субмарина несла службу на Балтике. В 1956 г. подлодку вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию .В 1989 г. правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конст­рукторам и судостроителям. Такой комплекс был создан на базе Д-2, и в сентябре 1994 г. на подводной лодке вновь торжественно был поднят Военно-морской флаг и открыта музейная экспозиция. (<<< подробная история подлодки)

102789693.jpg

Вот она, красавица, целиком. В один кадр никак не умещалась даже на широком углу, пришлось сшивать панораму. Экая рыбина! Так и кажется, что сейчас подмигнет глазом-якорем, вильнет плавником-рулем, соскользнет со своего постамента в воду и уйдет в морские просторы... :)

102789694.jpg

В нескольких метрах от подлодки пришвартован "Штандарт" - копия 28-пушечного петровского фрегата, одного из первых судов нового Балтийского флота, построенного в 1703 г. на Олонецкой верфи. У проекта "Штандарт" качественный и интересный сайт, там же подробно описана история строительства корабля. А у самого фрегата очень насыщенная жизнь - корабль ходит в плавания (на его счету уже 40 тыс. морских миль), участвует во всевозможных регатах и фестивалях, снимается в кино, ну и конечно украшает собой городские праздники - Алые паруса, День города и т.д.

102789695.jpg

В 2007 г. проект "Штандарт" был признан лучшей морской молодежной организацией и, по моему скромному мнению, вполне заслуженно. В прошлом году фрегат подвергся атаке - его сняли с гос.регистрации, исключили из реестра судов и запретили всяческое перемещение по причине технического несоответствия стандартам, которые, к слову, для кораблей такого класса даже и не разработаны. Год команда бодалась с чиновниками и отстаивала свою правоту, и вроде бы все закончилось благополучно - регистрацию судна недавно восстановили, и завтра по плану у парусника первый выход в море после вынужденного простоя.

102789696.jpg

В этом году "Штандарт" был одним из КП "Бегущего города 2008". На борту толпились участники забега, мучали команду вопросами о ворстах на грот-вантах и нагелях на релинге бака (надо было выяснить, что именуется этими диковинными словами, сосчитать и записать количество в маршрутную книжку), совали везде свои любопытные носы и фотографировались на память :) На нашем маршруте это был самый интересный КП.

102789644.jpg


102789641.jpg


102789643.jpg


102789647.jpg

Ребята из моей команды: Юра и Маша.

102789646.jpg


Там же, на полянке рядышком с Д-2 стоит памятник неисполненным обещаниям, аналогичный памятнику контрадмиралу Джонсу в Кронштадте. Благое дело - поставить памятник к 100-лению подводного флота России, только вот подводный флот отметил свой юбилей 2,5 года назад, 19 марта 2006 г. Некрасиво, однако. Не пойму, зачем вообще ставить памятники на месте будущих памятников? Сделали, поставили, открыли - все молодцы! А так что? Наобещают с помпой - наверняка ж тут целая официальная церемония была, с чиновниками, оркестами, ленточками и шариками, поставят камень и забудут...

102789697.jpg

С берега гавани около ЛенЭкспо видно две аккуратные небольшие постройки, которые часто принимают за часовни. Это кроншпицы - небольшие караульные домики со световыми фонарями (маяками) и флагштоками, построенные у входа в Галерную Гавань по проекту архитектора Трезини в 1720-х годах из дерева, а в 1754 году перестроенные в камне. Кроншпицы охраняли вход в гавань и служили наблюдательным пунктом, а с XIX века здесь находился пост спасателей.

Да, а холм, видный за дальним кроншпицем - это расположенная прямо на берегу свалка Спецтранса. Вот вам и морской фасад...

102789640.jpg

Рядом на берегу расположена база поисково-спасательного отряда МЧС, в чье ведение в 2005 г. передали один из кроншпицев. МЧС-овцы его отремонтировали и разместили там свой музей - Музей истории спасения на водах.

102789710.jpg

Информация: Прогулки по Петербургу, журнал Санкт-Петербургский университет, История Василеостровского района
Tags: *Васильевская часть, прогулка, реки-каналы
Subscribe

  • Дюны у Тулоксы

    СПб - Олонец, ч.12, заключительная. Предыдущие части: 1. Каньон реки Лава 2. Александровские маяки 3. Плотина на р. Воронежке 4. Заброшка в…

  • Олонец и гуси

    СПб - Олонец, ч.11 Предыдущие части: 1. Каньон реки Лава 2. Александровские маяки 3. Плотина на р. Воронежке 4. Заброшка в Лодейном Поле 5.…

  • Гостиный двор

    За 15 лет жизни в Петербурге в Гостином дворе я была, кажется, всего однажды - когда только приехала сюда. Зашла, увидела, что внутри это просто куча…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Дюны у Тулоксы

    СПб - Олонец, ч.12, заключительная. Предыдущие части: 1. Каньон реки Лава 2. Александровские маяки 3. Плотина на р. Воронежке 4. Заброшка в…

  • Олонец и гуси

    СПб - Олонец, ч.11 Предыдущие части: 1. Каньон реки Лава 2. Александровские маяки 3. Плотина на р. Воронежке 4. Заброшка в Лодейном Поле 5.…

  • Гостиный двор

    За 15 лет жизни в Петербурге в Гостином дворе я была, кажется, всего однажды - когда только приехала сюда. Зашла, увидела, что внутри это просто куча…