вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote,
вождь краснокожих
gadkaya_mau

Диорама "Прорыв блокады Ленинграда"

В нескольких километрах от Невского пятачка, в левобережном пандусе Ладожского моста расположен музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда", открытый в мае 1985 года.

1.

Перед диорамой стоят поднятые со дна Невы и отреставрированные танки. Экспозиция потихоньку расширяется, белый КВ-1 появился на площадке в этом году, к годовщине снятия блокады.

2.

...Что же касается танков, находящихся на речном дне, то о них было известно со слов ветеранов, прорывавших блокаду города. Сотрудники музея обратились за помощью к командованию Ленинградского военного округа. Военные пошли навстречу и попытались что-то поднять, но с первой попытки не удалось. А потом в стране началась перестройка, и им вовсе стало не до этого. Но кто бы тогда мог подумать, что пауза затянется на добрых 15 лет...

...История с затонувшими во время переправ танками, как оказалось, не давала покоя многим энтузиастам. В частности, волновала она и дайверов из команды «Открытое море» и поискового отряда «Мга». В августе 2002 года они приступили к серии погружений в районе «Невского пятачка». Подводный поиск увенчался успехом – на глубине 10 м недалеко от левого берега был обнаружен тяжелый танк КВ-1.


3.

В мае 2003 года был найден следующий танк. Причем на сей раз даже нырять не пришлось. Сильно обмелевшая Нева далеко отступила от обычной кромки берега, обнажив остов корпуса легкого танка Т-26.

4.

В 2004 году на дне реки случайно был обнаружен малый плавающий танк Т-38.

5.

Летом 2007 года со дна Невы подняли легкий колесно-гусеничный танк БТ-5.

6.

Последняя находка - тяжелый танк КВ-1 в зимнем камуфляже, поднятый со дна прошлой осенью.

Удалось установить, что 30 ноября 1941 года на Невском пятачке была предпринята попытка проведения танковой атаки. К этому времени на пятачок понтонами смогли переправить 30 танков Т-34 и КВ-1 из 123-й танковой бригады. В ходе атаки большинство танков было выведено из строя. «Белый» танк как раз из числа машин, подбитых в ходе танковой атаки. У него был поврежден двигатель, разбита защита перископического прибора. Попытка отремонтировать машину в полевых условиях не удалась, требовалась эвакуация. Танк переправляли с плацдарма на правый берег на понтоне без экипажа. Во время переправы он попал под минометный обстрел и затонул...Танк восстанавливали на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге. Здесь уже накопился изрядный опыт восстановления «утопленников» – остальные пять машин, представленные в экспозиции около музея-диорамы, также реставрировали на этом заводе.

7.

Более 30 лет назад главный архитектор Ленгипромостстроя Юрий Иванович Синица закончил проект нового моста через Неву. Он пересекал реку практически в том самом месте, где в январе 1943 года бежали по льду бойцы Красной армии, прорывавшие блокаду Ленинграда. Уже в ходе строительства архитектор предложил на одном из высоких насыпных пандусов моста выложить мозаичное панно, посвященное этим событиям. Движение по мосту открылось в 1981 году, а идея панно постепенно трансформировалась в создание музея-диорамы.

8.

Карта с диспозицией войск.

9.


10.

Тяжелые металлические двери с барельефами.

11.





Поскольку музей разместился в пандусе моста, это наложило определенные ограничения на размер и конструкцию диорамы. Холст закреплен на специальном подрамнике, гасящем вибрации от идущего транспорта. Художественное полотно размером 40 на 8 метров выполнено ленинградскими мастерами. На роспись ушло более трех лет. Полотно необычно и с композиционной точки зрения, поскольку оно отражает не конкретный момент времени, а события, происходившие в течение семи дней боев.

12.

Живописное полотно размером 40 х 8 м рассказывает о семидневных боях операции «Искра» в январе 1943 г. Со смотровой площадки открывается грандиозная панорама сражения. Крупным планом показано форсирование Невы подразделениями 67-й армии Ленинградского фронта под командованием генерала Л. В. Говорова. С востока навстречу ленинградцам пробиваются войска Волховского фронта под командованием генерала К. А. Мерецкова. 12 января 1943 г. встречным ударом войска двух наших фронтов прорвали немецко-фашистскую оборону на шлиссельбургско-синявинском выступе, разгромили группировку противника и 18 января 1943 года встретились в 1-м и 5-м Рабочих поселках. На освобожденной территории в полосе прорыва за 18 дней была проложена железная дорога Поляны-Шлиссельбург с мостовым переходом через Неву. Названная народом «Дорогой Победы», она позволила накопить силы для полного освобождения ленинградской земли от немецко-фашистских захватчиков в январе 1944 г.

Сама картина, слева направо. На самом левом кусочке изображены артподготовка, стягивающиеся к переправе силы Красной армии, оркестр с плакатом "Родина-мать", исполняющий военные марши, прокладка железнодорожных путей.

13.

Посередине на горизонте - горящий Шлиссельбург, за ним - Ладога.

14.

Слева - деревянная колея, по которой переправляли на тот берег танки. Как рассказывала тетушка-экскурсовод, ее сколотили за одну ночь, облили для пущей прочности водой, которая на морозе тут же замерзла, и получилась достаточно надежная переправа. Одновременно реку пересекал всего один танк, на это уходило 8-10 минут. Нынешний музей находится как раз в том месте, где танки выползают на тот берег.

15.

В левой части на горизонте - занятые врагами Синявинские высоты, перед ними непроходимые Синявинские болота. Справа полыхает 8-я ГРЭС, превращенная немцами в неприступную крепость.

16.

В центре на горизонте - зарево над Невским пятачком. В середине - на льду наши устраивают дымовые завесы, под прикрытием которых техника и солдаты переправляются на тот берег. На переднем плане - санитарные отряды.

17.

Передний план диорамы - блиндажи, траншеи, арматура, перепаханный берег.

18.


19.

По словам музейных тётушек, на этом месте уцелели два свидетеля тех боев - две покалеченные снарядами старые липы. Все остальные деревья вокруг посажены уже после войны. Вот одна из них - прямо у моста, с обломанной верхушкой.

20.

А это вторая.

21.

Вокруг собраны бетонные противотанковые пирамидки.

22.


23.



Информация: OFF-ROAD DRIVE, Северные крепости, С.-Петербургские ведомости, музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда".


Tags: музеи-выставки, пригороды и область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments