вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote,
вождь краснокожих
gadkaya_mau

Categories:

Нарвская застава - общественные здания

Собственно экскурсия была посвящена конструктивистским постройкам - так как весь этот район вдоль проспекта Стачек застраивался в 20-30-е годы, эпоху конструктивизма, то и концентрация их здесь повышенная. Как сообщил Сергей babs71, из 50 памятников этого стиля, на район Нарвской приходится 9 объектов. Давайте посмотрим на некоторые из них. Цветные фото - мои, архивные - нарыты на просторах интернета, а описания - почти целиком из книжки «Архитектура Ленинградского авангарда».


Дворец культуры им. Горького
1925-27 гг., арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, инж. В. Ф. Райлян, Е. И. Герасименко, С. К. Шаблинский

Монументальное сооружение на площади Стачек является первым дворцом культуры в нашей стране. Для разработки архитектурного облика здания было устроено несколько конкурсов. Конкурсные проекты были самыми разными: от компактных симметричных до свободных разнообъемных структур, от функционалистских до неоклассических схем. А. И. Дмитриев предложил тип компактного здания с центральным зрительным залом в форме сектора и дугообразным главным фасадом, раскрытым большими высокими окнами. Этот замысел лег в основу осуществленного здания. Составление окончательного проекта и строительство Дома культуры поручили Александру Гегелло, который привлек к работе Давида Кричевского, что положило начало их многолетнему творческому дуэту.

DSCF8803.jpg

На строительстве ежедневно работали 500 – 600 человек, а в субботники и воскресники в помощь строителям выходили сотни рабочих. При строительстве здания из-за нехватки материалов использовали старый кирпич (разбирали старые дома), вместо балок – железнодорожные и трамвайные рельсы, покрытия залов выполнено из деревянных конструкций и только в междуэтажных перекрытиях удалось применить железобетон. Стены покрыты цементной штукатуркой, монохромная окраска была вынужденной из-за отсутствия цветного цемента.

Торжественное открытие дворца культуры состоялось 7 ноября 1927 года, в день 10-й годовщины Октября. Здание состоит из главного корпуса и симметрично расположенных боковых корпусов. На главном фасаде выделено центральное звено — огромный стеклянный экран, разделенный пилонами треугольного сечения, которые поддерживают перекрытие зрительного зала. Дугообразному витражу противопоставлены массивные параллелепипеды — резко выдвинутые вперед по радиусам башни лестничных клеток. Эти вертикальные акценты и фланги фасада отличаются четкими геометричными формами и гладкими плоскостями стен.

Центром композиции здания является театральный зал, рассчитанный на 2000 мест в форме сектора. Места для зрителей расположены амфитеатром, при этом отсутствует деление на «дорогие» места и «галерку». Пять огромных окон для хорошего дневного освещения прорезают заднюю стену дворца. Главный корпус здания включает в себя зал, фойе и вестибюль. В боковых корпусах расположились помещения для клубной работы, библиотека, лекторий, кинозал на четыреста мест, залы для игр, танцев, отдыха и др. Первоначальное название здания – Московско-нарвский дом культуры. В 1929 году он был переименован во Дворец культуры имени М. Горького.

За этот проект архитектор Гегелло в 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Дворец был открыт и в тяжелые дни блокады Ленинграда. Здесь велась запись в народное ополчение и находился эвакогоспиталь. После Великой Отечественной войны была поведена масштабная реконструкция здания.

ДК Горького 1.png ДК Горького.jpg

20.jpg 15.jpg



Дом технической учебы
1930-32 гг., арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский.

Одним из направлений работы Дворца культуры имени А. М. Горького было повышение профессиональной квалификации рабочих. Хотя в самом ДК и были запланированы помещения для этого, их оказалось недостаточно, и в 1930 г. для этой цели решили построить рядом специальное учебное здание. Проектирование и строительство поручили авторам ДК Александру Гегелло и Давиду Кричевскому. Оба здания предполагалось связать висячим переходом на уровне верхних этажей.

Дом технической учебы пришлось расположить в глубине от площади Стачек, так как на ее границе стоял старый дом. Узким, вытянутым вдоль улицы участком была предопределена линейная конфигурация протяженного (125 м) пятиэтажного корпуса. В сторону площади здание обращено закругленным торцом, поднятым на бетонные столбы, состоявшем из трех аудиторий по 150 мест. ДТУ был рассчитан на 2 тыс. человек, в нем находилось 50 учебных помещений, лаборатории, мастерские.

Первоначальный проект ДТУ был выдержан в более острых конструктивистских формах и имел ленточное остекление. Но архитекторы были вынуждены отказаться от этого проекта из-за требований удешевить и упростить постройку. Стены из светлого силикатного кирпича были оштукатурены лишь спустя несколько десятилетий.

Позже в ДТУ разместился институт целлюлозно-бумажной промышленности, занимающий часть помещений и поныне. К концу 1990-х годов здание оказалось в аварийном состоянии, основной массив протяженного корпуса был разобран. Головная часть здания реконструирована, изменена ее внутренняя структура, а снаружи исчезли ленточное дугообразное окно наверху и звенья углового остекления боковых выступов.

106949171.jpg

02g.jpg 1932_Leningrad_Tech_College_Bldg.jpg 21.jpg



Универмаг и фабрика-кухня Кировского района
1929-31 гг., арх. А. К. Барутчев, А. И. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик, инж. А. Г. Джорогов

Торговый центр («Дом кооперации») совмещался в этом полифункциональном сооружении с комбинатом общественного питания нового типа - фабрикой-кухней, которая обслуживала предприятия и население крупнейшего промышленного района готовыми обедами и полуфабрикаиами (производственная мощность - 60 тыс. обедов в день). Работа над проектами районных фабрик-кухонь началась в 1928 г. и велась совместно со специалистами пищевой промышленности. Авторами этого сооружения были молодые архитекторы Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. Самая крупная фабрика-кухня на площади Стачек открылась осенью 1930 г., универмаг — весной 1931 г.

Здание возводилось в годы высшего расцвета конструктивизма и укрепления строительной базы. Поэтому здесь достигнуто единство функциональных, технических и эстетических новаций. Конструктивную основу составляет монолитный железобетонный каркас. По архитектурному решению здание принадлежит к лучшим, наиболее законченным и отточенным образцам зрелого конструктивизма. Здание спланировано в форме каре с двумя внутренними дворами. Корпус, обращенный на площадь, занимает универмаг, в глубине находится производственная зона, столовые залы выходят в зеленый сквер. Механизированный процесс приготовления пищи проходил по замкнутому кольцу. Продуманная функциональная программа позволяла избежать пересечений производственного цикла и потоков людей.

Здесь раскрыт богатый спектр выразительных средств конструктивизма: свободные сочетания крупных форм, резкая асимметрия частей, форсированный ритм горизонталей и вертикалей, столкновения и всечения прямоугольных и округлых объемов, контрасты глухих бетонных и прозрачных стеклянных поверхностей, разнообразие типов окон. Корпус универмага выделяется огромными поверхностями остекления. Средняя часть главного фасада заглублена, и в эту широкую лоджию заключен сплошной ряд стеклянных эркеров-витрин. Боковые массивы связаны на уровне третьего этажа длинным «мостом» с непрерывным ленточным окном. Боковые торцы универмага раскрыты гигантскими витражами лестниц. Криволинейные части дополняют и смягчают жесткую геометрию прямоугольных форм. На северном фасаде выступает полукругом двухъярусный объем столовых залов. На плоской крыше универмага и северного корпуса были сооружены легкие открытые галереи для обедов в теплое время года.

Плоские кровли были впоследствии заменены скатными. В 2000-е годы произведена реконструкция под многофункциональный комплекс с торговыми помещениями и общепитом. Внутренний двор при реконструкции был перекрыт стеклянным фонарём.

106949886.jpg

DSCF9063.jpg

DSCF8823.jpg

фабрика-кухня 3.jpg фабрика-кухня 2.jpg
22.jpg фабрика-кухня 1.jpg



Школа им. 10-летия Октября
1925-27 гг., арх. А. С. Никольский.

Первая школа, построенная в Ленинграде в советский период, была открыта к 10-й годовщине Октябрьской революции. Здание возводилось одновременно и в едином комплексе с жилмассивом на Тракторной улице. Проектирование школы было поручено одному из создателей жилмассива, лидеру ленинградского архитектурного авангарда Александру Никольскому.

Школа на 1000 учащихся проектировалась по экспериментальной программе, разработанной специальной комиссией. Новый лабораторно-бригадный способ обучения (с разделением классов на малые группы) должен был стимулировать активность и самостоятельность школьников. Здесь были оборудованы различные кабинеты, лаборатории и мастерские, а также обсерватория. Состав заведения делился на две части — для младшего и старшего возраста.
В пространственной организации здания последовательно проведен принцип функционального зонирования. Большой четырехэтажный корпус, широкой дугой огибающий сквер, предназначался для старшеклассников. К этому корпусу примыкает меньший трехэтажный блок прямоугольной конфигурации, где находились младшие классы. Поскольку учебные корпуса ориентированы в разных направлениях, то классы для лучшего освещения обращены в одном из них на улицу, в другом — во двор. Они связаны светлыми коридорами-рекреациями. Каждому классу отвечает группа из трех окон, такая группировка придает четкую ритмичность фасадам. Подобный прием получил затем широкое распространение в школьном строительстве.

Смелая оригинальная композиция построена на контрастных сопоставлениях прямоугольных и криволинейных объемов разной высоты. Здание имеет ассиметричную планировку, напоминающую революционную символику - форму серпа и молота. Горизонтальный разворот дугообразного корпуса сталкивается с вертикалью прямоугольной башни, завершенной куполом обсерватории. Закругленный торец пятиэтажного корпуса занимают общие крупные помещения — столовая, актовый и читальный залы. С тыльной стороны в самостоятельный малый блок вынесен спортивный зал. Лаконичные фасады включают только функциональные элементы. Тщательно проработаны детали — обрамления входов из естественного камня, портал с рельефом спортивного зала.


106950128.jpg

DSCF8861.jpg

DSCF9224.jpg

DSCF8801.jpg

Школа 3.jpg Школа 2.jpg Школа 1.jpg



Дом Советов Нарвского района - Здание Кировского райсовета
1930-35 гг., арх. Н. А. Троцкий

Внушительное по своим размерам и оригинальное по архитектурному замыслу здание райсовета возводилось в композиционном единстве с обширной Кировской площадью. Этот большой архитектурный комплекс возник в связи с необходимостью создать новый административно-общественный центр Кировского района. Здание Кировского райсовета является одним из первых советских общественных центров Ленинграда. Удачно поставленное на оси Нарвских триумфальных ворот, здание имеет ясную и выразительную объемно-пространственную структуру.

Асимметричная композиция и форсированный силуэт построены на сочетании горизонталей и вертикалей, прямоугольных, цилиндрических и дугообразных объемов. К протяженному 4-этажному основному объему примыкает с одной стороны закругленный выступ той же высоты, с другой - параллелепипед 50-метровой башни, в верхней части которой рельефно изображены серп и молот. Три ряда ленточных окон сплошного остекления подчеркивают протяженность главного корпуса. Вертикаль башни акцентируется ярусами угловых балконов.

Конструктивистская постройка в дальнейшем подверглась «обогащению» (появился рельефный герб СССР, стеклянный портик заменен на гранитный, проведена расшивка швов на фасаде). В 1935 г. с западной стороны пристроен полукруглый корпус с залом заседаний, позже перестроенного в кинотеатр "Прогресс" (1958 г., арх. В. В. Хазанов, Л. А. Панкратова).

106949168.jpg

DSCF9022.jpg

DSCF8991.jpg

DSCF8870.jpg

DSCF8843.jpg

DSCF8794.jpg

DSCF9026.jpg

DSCF9035.jpg

DSCF9034.jpg

DSCF9030.jpg

Дом Советов Нарвского района 2.jpg Дом Советов Нарвского района 1.jpg



Профилакторий Кировского района
1928-30 гг., арх-ры Л. В. Руднев, О. Л. Лялин, Я. О. Свирский, И. И. Фомин

Первый в стране профилакторий в Кировском районе представлял собой совершенно новый тип лечебно-оздоровительного учреждения, в котором особое внимание уделялось профилактике заболеваний. Его пропускная способность составляла 5 тыс. посещений в день. В профилактории работали лаборатории клинического анализа, санитарно-бактериологические, рентгеновские и физиотерапевтические (электро-свето-водо и грязелечения) кабинеты, стоматологическое отделение.

Находится недалеко от пр. Стачек, рядом с жилыми кварталами конца 1920-х - начала 1930-х гг., застроенными по строчной или линейной системе, и занимает большой свободный участок с озелененным двором. Основной корпус, большей частью трехэтажный, сильно вытянут вдоль ул. Косинова, от него отходят перпендикулярные выступы и Т-образные в плане корпуса, обращенные в сад. Характерные для конструктивизма горизонтальность и сложная расчлененность структуры отвечали специфическим требованиям комплексного медицинского учреждения: необходимости разделения на зоны по видам болезней и формам обслуживания, устройства изолированных отделений и самостоятельных входов.

Естественную в данной композиции тему горизонталей должны были демонстрировать ленточные окна — непрерывные в верхнем и разбитые на звенья в нижележащем этаже. Однако выполнить сплошное остекление было здесь нереально по техническим причинам и нецелесообразно по внутренней планировке, поэтому уже в проекте этот популярный мотив имитировался за счет темной окраски простенков, близкой дневному тону стекла. Ровные строчки окон дополнительно подчеркнуты продольными линиями — тягами. Скольжение горизонталей резко прерывают узкие повышенные выступы лестниц с вертикальным остеклением углов. Этот выразительный прием, характерный для конструктивизма, усиливает остроту и динамику асимметричной композиции. Мотив движения завершается в правой части протяженного корпуса массивным объемом на столбах с угловыми террасами. Он поставлен по оси короткой улицы, визуально связанной с проспектом Стачек и Кировским райсоветом.

DSCF8795.jpg

DSCF8906.jpg

DSCF8907.jpg

DSCF8798.jpg

Scan10026.jpg



Ушаковские бани "Гигант"
1930 г., арх. А. С. Никольский, В. М. Гальперин, А. В. Крестин.

До 1952 г. ул. Зои Космодемьянской носила название Ушаковская, происходившее от фамилии купца А. М. Ушакова, владевшего несколькими домами на улице. Построенные в 1930 г. бани быстро получили в народе название Ушаковские.

Для Ушаковских бань архитектор разработал структуру из двух взаимноперпендикулярных корпусов с широким полукруглым объемом на их стыке, акцентирующим угол квартала. Вместе с Никольским работали его молодые сотрудники и единомышленники В.М. Гальперин и А. В. Крестин. Для своего времени эти бани, рассчитанные на 4 тыс. посещений в день, считались крупнейшими, оснащенными новейшим оборудованием. Они входили в комплекс спортивных и оздоровительных сооружений района у проспекта Стачек. Приземистые распластанные двухэтажные корпуса заканчиваются вертикальными параллелепипедами лестничных клеток. Лейтмотив горизонталей подчеркнут плоскими крышами и пунктирными рядами лежачих окон малой высоты с узкими простенками (впоследствии высота проемов была увеличена). Минималистский рисунок фасадов сводится к темным прямоугольникам окон на фоне штукатурных стен. Главный композиционный узел — широкий угловой полуцилиндр — соответствует основной функциональной нагрузке: в нем сосредоточены помещения с высокими температурами и влажностью — мыльные, душевые и парные. Излюбленный архитектурный прием — введение полукруглого объема — в данном случае обусловлен необходимостью сократить периметр наружных стен для сохранения тепла. Завершает угловую часть повышенный глухой полуцилиндр, неотъемлемое звено силуэта составляют парные дымовые трубы котельной. На плоской крыше здания предполагалось устроить солярий, а во дворе — открытый бассейн.

Бани выстроены из силикатного кирпича и частично - из старого кирпича. Низкое качество материала, впитывающего влагу, оказалось губительным. Здание уже давно находится в плачевном состоянии. Выверенная геометрия его форм грубо искажена утилитарной надстройкой третьего этажа.

106949125.jpg

Уш-бани_1.jpg 23.jpg

Уш-бани_2.jpg Уш-бани_3.jpg

Источники информации: путеводитель «Архитектура Ленинградского авангарда», сайты Санкт-Петербург: все о Петербурге, Соварх, GradPetra.Info, ЦГАКФФД.
Tags: *Нарвская часть, архитектура
Subscribe

  • Гостиный двор

    За 15 лет жизни в Петербурге в Гостином дворе я была, кажется, всего однажды - когда только приехала сюда. Зашла, увидела, что внутри это просто куча…

  • Башня Городской думы. Часть 1, внутри.

    На прошлой неделе, 9 сентября, в городе стало на одну общедоступную смотровую площадку больше - открыли для посетителей башню Городской думы на…

  • Часовни в Пертисельге и Новинке

    На дворе сентябрь, а у меня ещё не все апрельские тезисы фото выложены. Надо уже закончить с ними поскорее и двигаться дальше. СПб…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments